Золотые
купола
Было
Первый каменный храм Москвы возвели в XV веке по проекту итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти на месте деревянного храма. По прошествии более полувека Успенский собор — не только действующий храм, но и памятник архитектуры и прикладного искусства, центр притяжения туристов.
За свою историю собор несколько раз реставрировался. Первый серьезный ремонт выпал на начало XVII века: английский инженер и архитектор Джон Талер возвел подпружные арки, чтобы укрепить своды здания. В советское время в Успенском соборе размещался музей, в 50-е годы команда реставраторов освободила иконы и фрески от верхнего, более позднего слоя, открыли древние произведения иконописного искусства, а к 500-летию собора в 1974–1976 году провели комплексную реставрацию. Последние реставрационные работы проводились при финансовой поддержке компании «Транснефть» в декабре 2016 года: восстановили живопись на восточной стене Успенского собора.
Успенскому собору Московского Кремля требуется серьезная комплексная реставрация. В восстановлении нуждаются своды, чердачное пространство, где стал образовываться конденсат, и фрески: нужно закрепить штукатурный слой и удалить загрязнения.
Стало
В мае 2017 года Музеи Московского Кремля и ПАО «Транснефть» подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предполагает участие компании в комплексной реставрации объекта культурного наследия РФ. Прогнозируемый срок окончания работ — 2023 год.
Специалисты отремонтируют и укрепят строительные конструкции здания, отреставрируют стенописи в интерьере и на фасадах. Одновременно с работой реставраторов проведут научно-исследовательские мероприятия. Первые открытия уже есть: после демонтажа пола в алтарной зоне обнаружили новые участки древнейшей росписи собора, относящейся к концу XV века.
Главная задача реставрации — это решение проблем, которые накопились к настоящему времени. Одна из них — плохое состояние сводов Успенского собора. Первый серьезный ремонт перекрытий здания проводился еще в 1620-е годы, когда подвели дополнительные подпружные арки для устойчивости сводов.
Еще необходимо обеспечить определенный климат на чердаке, чтобы во время отопительного сезона, дождливой или жаркой погоды не образовывался конденсат. Для этого чердачное пространство должно хорошо проветриваться. Казалось бы, очень простая задача, но на самом деле сделать это чрезвычайно сложно, потому что мы не можем нарушить сложившийся облик и конфигурацию кровли сооружения, являющегося объектом культурного наследия.
Другая важнейшая задача — реставрация стенописи. Живопись на восточном фасаде собора уже реставрировалась в 2016 году в рамках договора с компанией «Транснефть». Это было начало нашего сотрудничества, которое благополучно продолжается до сих пор и сохранится, надеюсь, на долгие годы.
Даже на время реставрационных работ Успенский собор не прекращает работу и открыт для туристов, а по большим церковным праздникам здесь по-прежнему проводят богослужения.